Станция Минск-Пассажирский расположена в городе Минске — столице Республики Беларусь, административном центре Минского района и Минской области. Минск — крупный узел железных дорог на Брест, Москву, Вильнюс, Гомель и др. 23 августа (4 сентября) 1870 года в присутствии действительного статского советника Токарева и при стечении многочисленной публики была совершена закладка станции Минск Московско-Брестской железной дороги (в настоящее время станция Минск-Сортировочный ). Епископ Минский и Бобруйский Александр отслужил молебен с водоосвящением и провозглашением многолетия императору и всему царственному дому. Епископ призвал своих прихожан усердно помолится Богу, чтобы тот благословил «начало сооружения общественного дома и да поможет устроить оный скоро, успешно и соответственно ожидаемых удобств и пользы общественной». |
|
История станции Минск-Пассажирский началась со строительства Ландваро-Роменской железной дороги. 21 июля 1872 г. председателем Правления Московско-Брестской железной дороги фон Мекком и управляющим Ландваро-Роменской железной дороги Петерсом было заключено предварительное соглашение о соединительной ветви между дорогами в Минске. С открытием участка Минск–Ново-Вилейск Ландваро-Роменской железной дороги в январе 1873 г. на белорусской земле появился первый железнодорожный узел Минск, работавший на 3 направления. Станция Минск Московско-Брестской железной дороги со временем стала на узле основной сортировочно-грузовой. Пассажирское движение было сосредоточено на станции Минск Ландваро-Роменской железной работы. |
|
В 1873 г. было возведено здание Виленского вокзала (в настоящее время вокзал станции Минск-Пассажирский) Ландваро-Роменской (позже Либаво-Роменской) железной дороги. |
|
Минск (летописный Меньск, Менеск) — город с многовековой историей (впервые упоминается в «Повести временных лет» под 1067 г.), основанный как порубежная крепость Полоцкого княжества, был центром удельного княжества, затем центром воеводства Белорусско-Литовской державы, в Российской империи стал губернским городом, с 1919 года был столицей БССР и сейчас столица 10-миллионного суверенного государства, которое появилось на географической карте в 1991 году — Республики Беларусь. Минск сегодня — это современный административный, передовой научный, образовательный, культурный и спортивный центр Беларуси. Это и крупнейший промышленный город страны. Он занимает площадь более 200 квадратных километров. Население города превышает 1 миллион 800 тысяч жителей. |
Для приезжающих в столицу Беларуси по железной дороге Минск начинается с вокзала и Привокзальной площади. Современный железнодорожный вокзал Минска был построен в 2000 г. В цокольном этаже находятся камеры хранения и пункты обмена валют, на втором и третьем – сувенирные лавки, магазины, экспресс-кафе, ресторан. Украшением Привокзальной площади являются две многоэтажные башни, названные «Воротами города». Построенные после Второй мировой войны здания стилизованы под оборонительные башни древнего замка. На одной из башен самые большие в Беларуси часы. Это трофей, захваченный у немцев во время Второй мировой войны. Солидный возраст часов, которым уже больше столетия, и размеры (диаметр превышает 3,5 метра) делают их одной из интересных достопримечательностей. |
|
Минская ратуша на площади Свободы была восстановлена по старинным чертежам и данным археологических раскопок в 2003 г. на своем историческом месте. Здание неоднократно уничтожалось, горело и восстанавливалось. |
|
С площади Независимости берет начало проспект Независимости – главная магистраль города, которая возникла еще в начале XIX века как улица Захарьевская. |
|
На проспекте Независимости в микрорайоне «Восток» находится новое здание Национальной библиотеки Беларуси, открытое для пользователей 16 июня 2006 г. Здание самого большого книгохранилища страны напоминает гигантский ограненный алмаз. Вместимость книгохранилища – 14 млн. единиц, в нем 20 читальных залов, 2000 читательских мест. На крыше библиотеки (высота здания более 70 метров) размещается обзорная площадка. |
|
На левом берегу реки Свислочь находится Троицкое предместье – воскрешенный уголок старого Минска.
Освоение этого района города, согласно археологическим изысканиям, началось в XII веке. В начале XVI века на этом месте находился костел Святой Троицы, давший название предместью. В старом квартале много музеев, галерей, магазинов, кафе и сувенирных лавочек. |
Свято-Духов кафедральный собор (бывший костел и монастырь бернардинок) построен в стиле виленского барокко.
Собор был заложен в 1642 году и достроен в 18 веке. В иконостасе собора содержится целый ряд замечательных икон, в том числе чудотворная икона Божьей Матери, явившаяся на берегу Свислочи в 1500 году. |
|
Костел Пресвятой Девы Марии и монастырь иезуитов (2-я половина 17 – начало 18 вв.) Памятник архитектуры барокко. |
|
Свято-Петро-Павловский собор(1612–1620 гг.) Здание собора одно из старейших в Минске. Памятник архитектуры с элементами ренессанса и барокко. |
|
Свято-Александро-Невская церковь памятник архитектуры ретроспективно-русского стиля 1898 г. |
|
Костел Святых Симеона и Елены (Красный костел)
построен в 1908–1910 гг. Памятник архитектуры неороманского стиля. |
|
В городе находится большое количество музеев: Национальный художественный музей Республики Беларусь; Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны; Национальный музей истории и культуры Республики Беларусь; Литературный музей Янки Купалы; Литературно-мемориальный музей Якуба Коласа; Литературный музей Максима Богдановича; Музей истории белорусской литературы; Литературный Музей Петруся Бровки; Музей валунов; Музей природы и экологии Республики Беларусь; Музей Истории Белорусского Кино; Дом-Музей I Съезда РСДРП филиал Национального Исторического Музея Беларуси и др. |
|
театров: Белорусский Государственный Музыкальный театр; Белорусский Государственный театр Кукол; Национальный академический Большой театр оперы и балета; Национальный академический театр имени Янки Купалы; Театр-студия Киноактера; Белорусский республиканский театр юного зрителя; Государственный Молодежный театр Республики Беларусь; Национальный академический драматический театр имени Максима Горького и др. |
|
спортивных объектов: многопрофильный спортивный комплекс Минск-Арена; Дворец спорта; Футбольный манеж; Ледовый дворец спорта; Дворец тенниса; стадион «Динамо»; стадион «Трудовые резервы» и др. |
Минский музей истории Белорусской железной дороги: Адрес: Республика Беларусь, 220039, г. Минск, ул. Чкалова, 7, Дворец культуры и спорта железнодорожников. Контактные телефоны: (+375 17) 225 24 14, 225 54 79. |
|
Минский Дворец культуры и спорта железнодорожников Адрес: Республика Беларусь, 220039, г. Минск, ул. Чкалова, 7. Контактные телефоны: (+375 17) 224-89-95. |
Станция Минск-Восточный — железнодорожная станция в Минске на линии Оршанского направления. | |
В 2010 году на станции Минск-Восточный началось строительство подземного пешеходного тоннеля (под железнодорожными путями, для соединения улицы Судмалиса с пересечением улиц Смоленской и Пулихова, обеспечения пассажирам метро выход от «Пролетарской» к платформам станции Минск-Восточный). После завершения строительства старый пешеходный мост над путями демонтируется. |
В окрестностях станции расположена Слепянская водная система, одна из водных артерий Минска. |
|
Головное сооружение системы — Цнянское водохранилище — начали заполнять в 1982 году. Строительство Слепянской системы было закончено в 1985 году. |
|
Минск – единственная европейская столица, не стоящая на большой реке. Проблема питьевой воды была острой. Строительство канала, который соединил приток Немана — реку Вилию — с минской рекой Свислочью, дало возможность напоить промышленные предприятия города технической водой. Такую же воду после специальной обработки получают и жители Минска. |
Станция Степянка расположена в микрорайоне Степянка г. Минска. Станция открыта для перевозки грузов в контейнерах массой 3 и 5 тонн. |
|
Рядом с поселком находились воинские части, аэродром, военные склады. После войны в Степянке началось строительство военного городка. |
В районе станции Степянка железная дорога пересекает Минскую кольцевую дорогу.
Минская кольцевая автомобильная дорога или магистраль М9 — это автомобильная трасса в Минске, проходящая приблизительно по административной границе города. Протяженность трассы составляет 56,2 километра. |
|
К концу 1990-х дорога перестала справляться с возросшей нагрузкой: интенсивность движения достигла 16—18 тысяч автомобилей в сутки, в то время как на дороге имелись пересечения в одном уровне, светофоры, остановки маршрутных автобусов. |
Станция Озерище расположена в черте г. Минска. |
Недалеко от станции Озерище расположен Музей валунов. |
|
Музей содержит большое количество необычных и уникальных экземпляров, например, «Борисовы камни» с высеченными шестиконечными крестами и надписями, камень «Крест Стефана Батория», возле которого, по легенде, обедал во время похода на восток король Великого княжества Литовского, и камень «Дед», доставленный с древнейшего на территории Беларуси языческого капища. Здесь же можно увидеть и интереснейшие композиции «Камень в жизни человека», «Петрографическая коллекция», «Форма валунов» и другие. |
Станция Колодищи расположена в одноименном агрогородке. |
Рядом с поселком проходит автомобильная дорога, которая фактически дублирует Московско-Бресткую железную дорогу и играет ключевое значение в экономике нашей страны. |
|
Современная скоростная автомагистраль проложена главным образом на новом месте, хотя ее общий маршрут приближен к прежней дороге, а на отдельных участках совпадает с ней. Особенностью ее является то, что она проложена в обход большинства прилегающих городов. Над шоссе в местах пересечений со второстепенными дорогами — виадуки, т.е. мосты. |
Агрогородок Колодищи окружен зеленой зоной. В его черту входит биологический заказник «Глебковка». |
Среди занесенных в Красную книгу — пустельга обыкновенная — птица из отряда соколообразных семейства соколиных. Пустельга обладает способностью к трепещущему полету, использует его для поиска добычи, останавливаясь на месте на высоте 10—20 м. Заметив добычу, стремительно падает вниз. В последнее время птица часто облюбовывает города и прилегающие к ним территории, селясь в непосредственной близости к человеку. |
В 1972 году в Колодищах была принята в эксплуатацию новая телевышка высотой 350 м, которая позволила значительно улучшить качество и организовать передачу Республиканского цветного телевидения. С этой радиотелевизионной передающей станции сейчас осуществляется почти все теле- и радиовещание в Минском регионе. |
Станция Городище расположена в поселке Городище Колодищанского сельсовета Минского района. |
В окрестностях Городища расположен знаменитый мемориал «Курган Славы». Памятник находится на 18-м километре Московского шоссе. Курган был насыпан в честь победоносного завершения Белорусской наступательной операции под кодовым названием «Багратион» — по фамилии одного из видных полководцев войны 1812 года. Военные специалисты считают, что операция «Багратион» является одной из наиболее поучительных во Второй мировой войне по смелости, масштабу, стратегическому замыслу и тщательности подготовки. |
|
|
Фланги, южный и северный, продвинулись далеко на запад. А между ними — Беларусь. Образовался огромный выступ, обращенный вершиной на восток. Его называли «Белорусской балкон». |
|
К началу операции «Багратион» здесь был создан перевес советских войск над немецкими. Они превосходили противника в живой силе в два раза, в артиллерии — в три, в танках и самолетах — в пять. |
|
Гомель — единственный из областных центров Беларуси был освобожден еще осенью 1943-го (в ноябре). Великая битва за Беларусь началась ровно через три года после начала войны — 23 июня 1944 года. В 6:00 в небо взвились красные ракеты — и земля задрожала от грома сотен батарей. |
|
Такого гигантского котла окружения в глубину обороны в ходе преследования еще никто не осуществлял. Было окружено 105 тысяч немецких солдат и офицеров. В результате боев в Минском «котле» было взято в плен более 35 тысяч человек, в числе пленных оказались 12 генералов. |
|
Рядом с поселком находится заказник республиканского значения «Юхновский». В заказнике произрастает целый ряд редких видов растений, включенных в Красную книгу Беларуси. Среди них — арника горная, баранец обыкновенный, пыльцеголовник длиннолистный, лилия кудреватая, чина горная, купальница европейская. |
Станция Смолевичи расположена в одноименном городе, административном центре Смолевичского района Минской области. |
|
В 1871 году было завершено строительство железной дороги Москва—Брест, пересекающей город с востока на запад. |
|
Смолевичи расположены на реке Плиса, в 35 км к востоку от города Минска. Главным промыслом древних смолевичан была добыча смолы из древесины. Отсюда и пошло название города. |
|
В 1700—1721 гг. город Смолевичи познал все тяготы Северной войны. |
Одним из главных объектов cмолевичской земли является главный аэропорт страны. |
|
23 февраля 1993 года состоялось открытие нового здания аэровокзала, имеющего уникальную архитектуру и современное техническое оснащение. |
|
Национальный аэропорт Минск является аэропортом базирования белорусских национальных авиакомпаний «Белавиа» и «ТрансАвиаЭкспорт». |
|
В Смолевичах верующими из местного католического прихода Святого Валентина установлен единственный в Беларуси памятник святому Валентину. Памятник отлит из бронзы и установлен на высоком каменном постаменте. Святой слегка склоняет голову, как бы вслушиваясь в признания влюбленных, а правая рука статуи поднята, чтобы благословить их. В город приезжают молодожены и влюбленные со всей страны. Пары приносят цветы к памятнику и клянутся друг другу в верности. |
|
Смолевичский край — родина многих известных людей, тех, кто своей деятельностью прославил Беларусь. Среди них — этнограф и географ Э.К.Пекарский, |
|
астроном Г.А.Тихов, |
|
ботаник, бывший президент Академии наук БССР В.Ф.Купревич, археолог А.М.Левданский, писатели Игнатий Дубовский, Микола Никанович, Владимир Юревич, Иван Синявский, заслуженная артистка Республики Беларусь Татьяна Мархель, олимпийские чемпионки Антонина Кошель и Марина Лобач. |
Станция Красное знамя расположена в поселке Октябрьский Смолевичского района Минской области. |
|
Недалеко от станции Красное знамя находится объект, который как бы соединяет век XX и XXI–й. Речь идет о усадьбе Ваньковичей в небольшой деревушке Алесино. |
Представители рода были православными, с начала XVII века — католиками. В XIX—XX веках владели деревнями в Игуменском повете,
занимали должности в администрации Великого княжества Литовского, выбирались в органы дворянского самоуправления Российской империи. |
Станция Жодино расположена в одноименном городе Минской области. |
|
Жодино стало городом только с 1963 года. Ранее поселение называлось местечко Жодин. Население города сейчас составляет 62,4 тысячи человек. Город расположен на расстоянии 44 км от Минска и равноудален (примерно на 650 км) от Москвы, Киева и Варшавы. |
|
Богуслав Радзивилл был последним по мужской линии представителем кальвинистской линии князей Радзивиллов — биржанской ветви магнатской фамилии Великого княжества Литовского. Правнук великого гетмана литовского Николая Радзивилла «Рыжего». Сын виленского каштеляна Януша Радзивилла (1579—1620гг.), и Елизаветы Софии Бранденбургской, дочери маркграфа курфюрста Бранденбурга Иоанна Георга Гогенцолерна. |
|
Во время войны (1654—1667гг.) в 1655 году принимал участие в осаде Могилева и был ответственным за строительство фортификаций Слуцка. |
|
После этого князь служил бранденбургскому маркграфу Фридриху Вильгельму, и был назначен наместником (генерал-губернатором) герцогства Прусского. Был женат на двоюродной племяннице — дочери двоюродного брата Анне Марии Радзивилл (1640—1667гг.). Имел дочь — Людвику Каролину Радзивилл (1667—1695гг.). |
Жодино — крупный промышленный центр. В городе действует около 255 предприятий. В Жодино расположен Белорусский автомобильный завод, выпускающий мощные карьерные самосвалы «БелАЗ» грузоподъемностью до 360 тонн. На автозаводе работают около 9 тысяч человек. Предприятие было основано в 1948 году. |
|
Из исторических мест в Жодино сохранились фундамент униатской церкви, несколько построек ХVІІ века. Интерес представляет реконструкция стародавней деревни и водяной мельницы из эпохи средних веков на месте основания города. |
|
В городе можно увидеть несколько достопримечательностей, посвященных Великой Отечественной войне, в том числе монумент в честь советской матери-патриотки А.Ф. Куприяновой, мемориальный комплекс Герою Советского Союза П.Куприянову. |
|
Особенный интерес представляет дендропарк, сочетающий в себе более 100 видов различных растений и деревьев на небольшой площади. В дендропарке можно встретить и европейские лиственницы, и остролистные клены, и мелколистные липы, и березу повислую, и многие другие редкие виды. |
Станция Борисов расположена в одноименном городе, административном центре Борисовского района Минской области. |
|
В годы гражданской войны станция сильно пострадала. Вокзал и железнодорожные пути были разрушены, мост через реку Березина подорван. В 1920 году началось восстановление станции, моста и путевого хозяйства. |
|
Борисов — первый по значению промышленный город Минской области, поскольку Минск является самостоятельной территориально-административной единицей и не входит в состав столичной области. В летописях город Борисов упоминается под 1102 годом. |
|
Новый город возник на 4 км ниже по течению реки, к юго-востоку от первоначального расположения. На левом берегу Березины при слиянии с рекой Прилья на острове размером 200x300 метров в XII веке был построен деревянный замок, который просуществовал вплоть до XVIII столетия. Замок представлял собой деревянно-земляное укрепление, окруженное глубоким рвом с водой площадью около 2 гектаров. |
Благодаря географическому положению уже к середине XIII века Борисов входил в число известных торгово-ремесленных центров. В конце XIII века Борисов вошел в состав Великого княжества Литовского. После подписания Люблинской унии в 1569 году, Борисов вплоть до XVIII века находился в пределах польско-белорусского государства — Речи Посполитой. |
|
После второго раздела Речи Посполитой в 1793 г. Борисов вошел в состав Российской империи вместе с Минском и белорусскими землями. Он стал уездным городом, много претерпевшим от иноземных захватчиков, битых, однако, именно здесь, словно по традиции, еще со времен шведского короля Карла XII. |
|
В начале XIX века в Борисове появляются первые каменные постройки. В 1807 году был построен первый каменный дом в г.Борисове. В нем находился магистрат, позже — казначейство. В период Отечественной войны 1812 года здесь размещался французский госпиталь. |
|
Война 1812 года оставила глубокий след в истории города. Памятники у деревни Студенка и на Брилевском поле рассказывают о событиях почти 180-летней давности. |
|
В 1823 году завершилось строительство костела Рождества Пресвятой Девы Марии. Это самое старое здание религиозной архитектуры, сохранившееся в городе. |
|
В начале июля 1941 года в районе Борисова проходили упорные бои между 1-й Московской дивизией РККА и танковыми частями вермахта. В период с 2 июля 1941 по 1 июля 1944 года немецкими оккупационными властями в городе были создано 6 лагерей смерти, в которых погибло более 33 тысяч людей. |
|
Среди известных людей, жизнь которых связана с Борисовом: |
Станция Новосады расположена в одноименном поселке Копыльского района Минской области. |
Станция Приямино находится в сельском населенном пункте Приямино Лошницкого сельсовета Борисовского района Минской области. |
Приямино в годы советско-польской войны было расположено на границе стран — Польши и Советского Союза. В течение многих лет в окрестностях селения находился военный аэродром. В период советско-польской войны в небе над Приямино произошел примечательный эпизод, отраженный в Российском государственном военном архиве. |
|
За этот подвиг комдив Ширинкин был награжден 15 000 рублей и памятными золотыми часами. Этот случай описан и в вышедшем в 2008 году уникальном исследовании Марата Хайрулина и Вячеслава Кондратьева «Военлеты погибшей империи. Авиация в Гражданской войне». |
|
Уроженец станции Приямино Соколов Александр Иванович был корреспондентом, поэтом, членом Союза писателей СССР. Автор нескольких поэтических сборников, среди которых «Сквозь годы», «Встреча с юностью», «Осенний настой» и другие. |
Станция Крупки расположена в 6 км от одноименного районного центра Минской области. В городе находится остановочный пункт Новая жизнь. |
|
Крупки находятся в 121 км от Минска. Население города составляет 8,6 тысяч человек. |
|
Местечко стало более интенсивно развиваться и приобретать большую известность в ХVII—XIX в.в., когда после второго раздела Речи Посполитой (1793г.) Крупки оказались в составе Российской империи. Через местечко Крупки прошел важнейший путь — знаменитый Екатерининский тракт, или как еще его называли, старая смоленская дорога. Многие путешественники, государственные деятели проезжали через Крупки, направляясь с Запада в Москву и наоборот. |
|
В середине ХІХ века в местечке начала развиваться промышленность. Толчком для этого послужил общий промышленный подъем и появление железной дороги (в ноябре 1871 г.). |
В центре города Крупки расположен памятник дворцово-усадебного наследия Беларуси — дворец, построенный в начале XX века в необарочном направлении стиля «модерн». Когда-то дворец был окружен пейзажным парком, от которого сохранились фрагменты. |
|
Через Крупки протекает река Бобр (приток Березины). |
|
Знаменитый уроженец Крупок — Владимир Васильевич Ковалёнок — летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза. |
|
В 1967 году был зачислен в отряд космонавтов, где прошел полный курс общекосмической подготовки и курс подготовки к полетам на кораблях типа «Союз» и орбитальных станциях «Салют». |
|
29 июля Климук совершил выход в открытый космос, продолжительность пребывания вне корабля составила 2 часа 5 минут. 2 ноября вернулся на Землю на борту космического корабля «Союз-31». |
|
В 1984 году закончил Военную академию Генерального штаба ВС СССР. Назначен заместителем начальника 1-го управления по подготовке космонавтов в Центре подготовки космонавтов имени Гагарина. В связи с этим назначением выбыл из отряда космонавтов. |
|
Среди известных уроженцев Крупок также знаменитая спортсменка Екатерина Карстен — двукратная олимпийская чемпионка в академической гребле. |
В Отечественную войну 1812 года Крупки были сожжены французскими солдатами. С этим временем связана легенда. |
Станция Бобр расположена в 2 км от одноименного городского поселка Крупского района Минской области. |
|
Поселок Бобр расположен в 120 км на северо-восток от Минска. Население его составляет 1,2 тысячи человек. |
В окрестностях Бобра есть уникальное озеро Селява. |
|
Озеро Селява находится на территории ландшафтного заказника «Селява». На территории заказника расположены еще ряд озер: Худово, Обида, Кветино и Болюцкое. Рельеф местности мелко- и крупнохолмистый, преобладают волнисто-моренно-озерные ландшафты Белорусского Поозерья. |
Среди местных жителей существует легенда, что 28 августа 1942 года в озеро Селява упал бомбардировщик Пе-8, перевозивший в Англию 4 тонны золота в качестве предоплаты за поставки по ленд-лизу. |
Станция Славное расположена в одноименном агрогородке Толочинского района Витебской области. |
|
На стене здания станции Славное размещена памятная доска с надписью: «Партизанские отряды 8, 24,36-й Могилевской области в ночь на 28 августа 1942 года разгромили железнодорожную станцию Славное. |
Станция Толочин расположена в одноименном районном центре — городе Толочине Витебской области. |
|
Толочин — город в Витебской области на реке Друть, административный центр Толочинского района с населением 10,2 тысячи человек. |
|
|
Восточная часть местечка вошла в состав Российской империи и стала называться Старый Толочин, западная — Заречный или Новый Толочин, и до 1793 года оставалась в составе Речи Посполитой. Старый Толочин считался центром Старотолочинской волости, которая вошла в Копысский, а в 1861 году — в Оршанский уезд. Новый Толочин был центром Заречнотолочинской волости Сенненского уезда Могилевской губернии. |
В феврале—октябре 1918 года Толочин занимали войска кайзеровской Германии. В 1918 году сгорело более половины местечка.
В 1920 году Толочин вошел в состав Витебской губернии РСФСР. В 1924 году в составе Оршанского округа БССР образованы Толочинский и Кохановский районы, в 1931 году Кохановский район был упразднен. С 1938 года Толочин входит в Витебскую область. 27 сентября ему придан статус городского поселка. В 1939 году население составляло 6100 человек. В толочине работали льнозавод, кожевенный завод, ткацкая фабрика. |
|
26 июня 1944 года городской поселок был освобожден войсками 3-го Белорусского фронта. |
К основным достопримечательностям города относится комплекс базилианского монастыря, построенный в XVII—XIX веках. В него входят Покровская церковь, построенная в 1604 году; жилой корпус, возникший в 1779 году; врата и ограда. Сейчас в стенах монастыря находится действующий православный Свято-Покровский монастырь. |
|
В городе находится католический костел святого Антония. |
|
Представляет интерес и Толочинский историко-краеведческий музей, открытый в 2001 году. |
|
Толочин гордится и своими прославленными земляками. Среди них — Михаил Савицкий, народный художник СССР. |
|
Ирвинг Берлин, американский композитор. |
Станция Коханово расположена рядом с деревней Звенячи, в 3 км от городского поселка Коханово. |
|
Коханово — городской поселок в 24 километрах от Толочина. Население поселка составляет 4,3 тыс. человек. |
|
В 1947 году Коханово стало городским поселком, в 1946—1956 годах вновь являлось центром Кохановского района, с 1956 года — в Толочинском районе. |
Недалеко от Коханова расположен старейший и интереснейший населенный пункт Толочинской земли. |
|
Друцк был уделом княжеского рода Друцких и впервые упоминается в Друцком Евангелии, где запись в конце свидетельствует о существовании Друцка уже в X в. и возведении в нем в 1001 г. первой церкви. Город стоял на одном из волоков двинского пути «из варяг в греки». |
|
Получив помощь от Святослава Черниговского в 1158 году, бывший полоцкий князь направился в Друцк. К тому времени дручане прогнали из города Глеба Ростиславича, сына правившего в Полоцке Ростислава Глебовича. Возмущенный Глеб вернулся к отцу в Полоцк, после чего Ростислав Полоцкий выступил против Рогволода. |
|
В 1181 годусоюзники ожидали нападения черниговского князя Святослава, но к стенам Друцка дружину привел его брат Ярослав Всеволодович. Заняв позицию на левом берегу Друти, он стал терпеливо ждать удобного момента для начала приступа. Время от времени лучники смоленского князя Давыда переправлялись через реку и вступали в схватку с черниговцами. Такая «пассивная» осада продолжалась не менее недели. |
|
По рассказам секретаря германского посольства Иоганна Георга Корба в «Дневнике путешествия в Московию», написанном в конце XVII века, Друцк XVI века имел 7 миль в окружности и славился двумя сотнями прекрасных храмов, но в ходе жестокой войны был сожжен дотла и опустошен. По археологическим данным, гибель города от пожара или осады приходится на конец XV—начало XVI вв. |
Станция Орша расположена в городе Орша Витебской области.
Железнодорожный вокзал станции Орша, один из самых крупных в республике, является своеобразными «восточными воротами» в Беларусь, визитной карточкой Белорусской железной дороги. |
|
В середине 30-х гг. XX века пассажиропоток через Оршу значительно увеличился, возникла необходимость в расширении вокзала. Был разработан проект достройки вокзала и за три предвоенных года были выполнены некоторые работы по внутренней планировке и отделке, а также наружное обустройство.
В годы Великой Отечественной войны здание вокзала было частично разрушено. |
|
По замыслу архитектора Н.И.Туманской были внесены значительные изменения в его архитектурно-художественное оформление, был установлен памятник К.С.Заслонову по проекту А.И.Азгура. |
|
В 2002–2004 годах проводилась реконструкция вокзала, которая в основном касалась внутренней перепланировки, благоустройство территотии вокруг вокзала |
|
Орша — центр Оршанского района Витебской области. Расположен на Днепре при впадении в него реки Оршица в 80 км к югу от Витебска и в 202 км на восток от Минска. Крупный железнодорожный и автомобильный узел. Население города составляет около 120 тысяч человек.
Существуют несколько теорий, по которым Орша получила свое название.
Одна говорит о том, что название произошло от цвета воды в реке Оршица — темно-коричневая или ржавая. Город назывался Ржа, потом согласный звук был заменен, и теперь название звучит как Орша. |
|
Другое название связано с расположением города в устье реки Рша, впадающей в Днепр. Город назывался Орша, от славянского «о Рша» — на Рше. |
|
С 1359 года Орша входит в состав Великого княжества Литовского. 8 сентября 1514 года город Орша стал местом ожесточенных боев московской армии и армии Великого княжества Литовского. Тогда войском ВКЛ руководил великий гетман Константин Острожский, прославленный воитель и полководец. Имея приблизительно около 30 тысяч воинов, он смог при помощи полководческого таланта и храбрости разбить 80-тысячное московское войско, плохо координируемое московскими воеводами. Эта победа войск Великого княжества Литовского стала образцовой и изучалась во многих военных академиях мира.
В 1566 году Орша становится центром одноименного повета. 13 декабря 1620 года Орше дано городское самоуправление по магдебургскому праву и герб: серебряный крест и полумесяц под ним на голубом поле. |
|
Во время войны 1812 года краткое время комендантом города был Мари-Анри Бейль. Позже, при отступлении французов город был сожжен.
В годы Первой мировой войны с февраля по октябрь 1918 года город был занят немецкими войсками. |
|
В 1941 году под Оршей состоялось одно из первых применений в бою установки «Катюша». Удар был нанесен из района деревни Пищалово по железнодорожной станции. В течение войны непосредственно в городе крупномасштабные боевые действия не велись, удары атакующих и оборонявшихся войск были направлены на более крупные города севернее и южнее Орши (Витебск и Могилев). Однако Орша являлась крупнейшим железнодорожным узлом, что вызывало регулярные бомбардировки как немецкой, так и советской авиацией. Также в городе действовало подполье. Одну из групп подпольщиков, действовавшую непосредственно на железнодорожном узле, возглавлял К.С.Заслонов.
Орша была освобождена 27 июня 1944 года войсками 3-го Белорусского фронта в ходе Витебско-Оршанской операции.
В июне 1984 года за мужество и стойкость, проявленные в годы Второй мировой войны, Оршу наградили орденом Отечественной войны I степени. |
Среди основных достопримечательностей Орши: Иезуитский коллегиум — уникальный памятник белорусской архитектуры барокко, формирование которого происходило на протяжении XVII-XVIII веков.
Оршанский иезуитский коллегиум на рубеже XVIII—XIX столетий был одним из крупнейших центров образования и культуры на Оршанщине. |
|
В самом центре города, на территории бывшего оршанского замка, на месте, где в течение нескольких веков существовала деревянная водяная мельница. |
|
Замчище, существовавшее в XIV—XVI века; |
|
Католический храм святого Иосифа ордена доминиканцев, основанного в начале XIX века. |
|
Свято-Богоявленский Кутеинский мужской монастырь — памятник архитектуры в стиле барокко на северо-западной окраине города. Построен в 1-й половине XVII в. у слияния рек Днепр и Кутеинка (пересохла). |
|
Монастырь тринитариев, созданный в XVIII веке, |
|
Православный Успенский монастырь был восстановлен в 1996 году при Оршанской Свято-Ильинской церкви. |
|
Церковь Святого Ильи — памятник архитектуры ретроспективно-русского стиля. |
|
Мемориальный комплекс «Катюша» — напоминание о Второй мировой войне.
|
|
Многими знаменитыми людьми гордятся оршанцы. Это и Игорь Железовский — известный конькобежец, был одним из сильнейших среди конькобежцев-спринтеров, неоднократным рекордсменом мира на дистанциях 1000, 1500 м и в спринтерском многоборье. Шестикратный чемпион мира, пятикратный чемпион СССР в спринтерском многоборье, многократный чемпионом страны на дистанциях 500, 1000 и 1500 м. Игорь Железовский одержал 30 побед на этапах Кубка мира (1985—1993гг.). Обладатель Кубка мира на дистанции 1000 м (1991—1993гг.). |
|
Константин Сергеевич Заслонов — один из организаторов и руководителей партизанского движения в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза. |
|
Автор многочисленных романов, детективов, классик белорусской литературы Владимир Семенович Короткевич. Книги «Колосья под серпом твоим», «Черный замок Ольшанский» и «Христос приземлился в Гродно» — эти и другие произведения вышли из-под пера оригинального и самобытного мастера слова. |
Станция Можеевка расположена рядом с деревней Пищалово Оршанского района Витебской области.
|
Одной из достопримечательностей Пищалово является обелиск на месте первого залпа «Катюш». |
|
В окрестностях деревни Пищалово находится небольшая деревушки Межево. В Межево сохранилась усадьба XIX—начало XX вв. шляхетского рода Любенецких, |
|
а также руины Покровской церкви, построенной во второй половине XIX века. |
Станция Стайки расположена в одноименной деревне Оршанского района Витебской области.
|
Рядом со станцией Стайки проходит значимая европейская магистраль М8 — транзитная автомагистраль, проходящая с севера на юг в восточной части страны. М8 является частью европейского маршрута E95 и основного рукава панъевропейского транспортного коридора №9 Хельсинки—Александруполис. |
|
Дороги устанавливались стихийно по наиболее коротким и удобным направлениям между поселениями. Лента дороги не пересекала препятствия, а обходила их стороной, делала резкие повороты, повторяла изменения рельефа. Позже дороги стали мостить. До XVII века регулярной почтовой связи в Беларуси не было. Письма королю от воевод и других должностных лиц пересылались специальными курьерами. Потом между наиболее крупными городами были налажены почтовые связи. |
Станция Богушевская расположена в городском поселке Богушевск Сенненского района Витебской области. |
|
|
С 1938 года — Богушевск стал городским поселком. Богушевский район был образован в 1924 году в составе Оршанского округа. По данным 1926 года имел площадь 778 км², население — 33,0 тыс. чел. В 1930 году, когда была упразднена окружная система, Богушевский район перешел в прямое подчинение БССР. В 1931 году район был упразднен. Восстановлен в 1935 году в прямом подчинении Белорусской ССР. В январе 1938 года с введением областного деления включен в состав Витебской области. По данным на 1 января 1947 года район имел площадь 1,0 тыс. км². В его состав входили городской поселок Богушевск и 11 сельсоветов. В 1960 году район был упразднен, а его территория разделена между Витебским, Оршанским и Сенненским районами.
|
Основными достопримечательностями Богушевска являются: мемориал, посвященный началу Лепельского сражения в июле 1941 года, памятники воинам, погибшим при освобождении Богушевска , «Трактор-легенда» 1932 года выпуска, еврейское кладбище, парк. |
|
Лучеса берет начало в озере Зелянское около деревни Бабиновичи Лиозненского района. Ширина — 20—30 м, в низовьях — до 60 м. Берега Лучесы чаще крутые, местами обрывистые. |
Станция Замосточье расположена в деревне Замосточье Витебского района Витебской области. К станции относятся два путевых поста — 19-й и 25-й км. На каждом установлен стрелочный перевод с двухпутного участка на однопутный.
В 2-х километрах на восток от деревни протекает река Лучеса, которая впадает в самую главную реку Витебской области — Западную Двину.
|
|
Западная Двина — река на севере Восточной Европы, протекающая по территории России, Беларуси и Латвии. Соединена недействующей Березинской водной системой с рекой Днепр. Древние названия — Эридан, Хесин. |
|
Между Латгальской и Аугшземской возвышенностями Западная Двина протекает по древней долине. В этом месте ширина Западной Двины достигает 200 м. На участке от Краславы до Даугавпилса находится природный парк Даугавас локи (Излучины Даугавы). Минуя Даугавпилс Западная Двина выходит на Восточно-Латвийскую низменность, где течение реки замедляется и берега становятся низкими. Из-за этого во время весеннего половодья на этом участке часто образуются ледяные заторы и вода затопляет большие территории. |
|
На протяжении истории река Западная Двина имела около 14 наименований: Дина, Вина, Танаир, Турун, Родан, Дюна, Эридан, Западная Двина и другие. Так, в XV веке Гильбер де Ланноа отмечает, что племена земгалов называли Двину Самегальзарой, то есть земгальская вода. По ней в древности проходил путь «из варяг в греки». |
Станция Лучеса расположена в части (районе) Лучеса на юге города Витебска. |
Станция Витебск находится в городе Витебске — областном центре Республики Беларусь. |
|
Ремесленный Витебск с вводом железной дороги получил мощный толчок к развитию. Витебский вокзал становится мал для бурно развивающего города и в 1912 году вокзал был расширен за счет пристройки 1-этажного здания к основному 3-этажному зданию вокзала. В таком виде вокзал просуществовал до 1941 года. |
|
Новый облик вокзал приобрел в результате реконструкции, начатой в 2007 году, обновлена внутренняя и внешняя отделка здания вокзала, смонтированы два лифта с панорамными кабинами. Рядом с главным корпусом возвели современное здание пригородных касс, в котором разместились также кафе, парикмахерская и другие объекты. В 2010–2011 годах проведена полная реконструкция центральной части вокзала и кассового зала, построены навесы над платформами. |
|
Витебск — город на северо-востоке Беларуси, административный центр Витебской области и Витебского района. |
|
Согласно легенде город был заложен киевской княгиней Ольгой в 974 году и в древнерусских летописях упоминается с 1021 года. Расположенный на перекрестке важнейших торговых путей древности («из варяг в греки» и Великого Волжского (Булгарского), к концу XII века Витебск превращается в центр ремесла и торговли, становится центром удельного княжества, подчиняющегося Полоцким, а временами, Смоленским князьям. |
|
В годы Отечественной войны 1812 года город оккупировали войска Наполеона, нанеся ему значительный урон. В 1792 году Витебск вошел в состав Российской империи и в 1796 году стал центром Белорусской, с 1802 года — Витебской губернии. |
|
Во время Великой Отечественной войны город был захвачен гитлеровскими оккупантами. Освобожденный 26 июня 1944 года Витебск лежал в руинах, в подвалах домов уцелело всего 118 жителей из 167,3 тысяч (по всесоюзной переписи 1939 года). Город был разрушен более, чем на 90%. Были уничтожены целые кварталы города, все промышленные предприятия, памятники архитектуры. Героическими усилиями трудящихся Беларуси Витебск возродился из пепла. |
В административном отношении Витебск разделен на три района: Железнодорожный, Октябрьский, Первомайский.
В центре Витебска частично уцелел исторически сложившийся комплекс застройки, ограниченный улицами Ленина, Я.Купалы, Суворова, Политехнической и Л.Толстого. |
|
Среди интересных объектов можно выделить следующие: Ратуша — памятник архитектуры позднего барокко и классицизма XVIII века, который является одним из символов города Витебска. |
|
Летний Амфитеатр — уникальная концертная площадка. Первый концерт в Летнем Амфитеатре состоялся в 1988 году накануне Первого Всесоюзного фестиваля польской песни. Летний Амфитеатр является главной концертной площадкой фестиваля «Славянский базар в Витебске». |
|
Национальный академический драматический театр им. Якуба Коласа был открыт 21 ноября 1926 года на базе белорусской драматической студии, которая с 1921 по 1926 год существовала при МХАТ им. М.Горького. |
|
Усадьба Ильи Репина в деревне Здравнёво, в которой художник проживал с 1892 по 1902 год. Усадьба — филиал Витебского областного краеведческого музея, расположена в 16 км к северу от Витебска и в 2 км от трассы Е-95 (Санкт-Петербург—Одесса). |
|
Музей Марка Шагала включает Арт-центр и Дом-музей. Дом-музей Марка Шагала — мемориальный музей в доме родителей художника, где он провел детство и юность. В Арт-центре проводятся выставки работ Марка Шагала (из собрания музея, а также из коллекций наследников Марка Шагала) и различные культурные мероприятия. |
|
В городе располагаются религиозные архитектурные сооружения: | |
Успенский собор, |
|
Покровский собор, |
|
Благовещенская церковь, |
|
Троицкий Марков монастырь, |
|
Свято-Духов монастырь, |
|
Воскресенская церковь. |
|
Витебская земля богата знаменитостями. Среди тех, кто родился, жил в Витебске: Василь Быков — белорусский писатель, |
|
Сергей Николаевич Войцеховский родился в Витебске в 1883 году — генерал-майор армии А.В.Колчака (1918г.) и генерал армии Чехословакии (1929г.), национальный герой Чехии; |
|
Казимир Малевич — художник-авангардист, один из основателей супрематизма; | |
Самуил Маршак — советский поэт, драматург, переводчик, критик; | |
Илья Репин — исторический живописец, жанрист, портретист; | |
Марк Шагал — художник-авангардист. Родился 1887 году в Витебске. Образ Витебска часто встречается в картинах Шагала, воспоминания о городе детства являлись вдохновением для художника; | |
Жорес Алфёров — физик, лауреат Нобелевской премии по физике 2000 года. |
Санаторий «Железнодорожник» Контактная информация: |