Станция Минск-Пассажирский расположена в городе Минске – столице Республики Беларусь, административном центре Минского района и Минской области. Минск – крупный узел железных дорог на Брест, Москву, Вильнюс, Гомель и др. 23 августа (4 сентября) 1870 года в присутствии действительного статского советника Токарева и при стечении многочисленной публики была совершена закладка станции Минск Московско-Брестской железной дороги (в настоящее время станция Минск-Сортировочный). Епископ Минский и Бобруйский Александр отслужил молебен с водоосвящением и провозглашением многолетия императору и всему царственному дому. Епископ призвал своих прихожан усердно помолится Богу, чтобы тот благословил «начало сооружения общественного дома и да поможет устроить оный скоро, успешно и соответственно ожидаемых удобств и пользы общественной». |
|
История станции Минск-Пассажирский началась со строительства Ландваро-Роменской железной дороги. 21 июля 1872 г. председателем Правления Московско-Брестской железной дороги фон Мекком и управляющим Ландваро-Роменской железной дороги Петерсом было заключено предварительное соглашение о соединительной ветви между дорогами в Минске. С открытием участка Минск–Ново-Вилейск Ландваро-Роменской железной дороги в январе 1873 г. на белорусской земле появился первый железнодорожный узел Минск, работавший на 3 направления. Станция Минск Московско-Брестской железной дороги со временем стала на узле основной сортировочно-грузовой. Пассажирское движение было сосредоточено на станции Минск Ландваро-Роменской железной работы. |
|
В 1873 г. было возведено здание Виленского вокзала (в настоящее время вокзал станции Минск-Пассажирский) Ландваро-Роменской (позже Либаво-Роменской) железной дороги. Здание имело общую длину 22 сажени (46,86 м), средняя кирпичная часть — ширину 5,5 сажени, деревянные боковые – 5,3 сажени. |
|
Минск (летописный Меньск, Менеск) — город с многовековой историей (впервые упоминается в «Повести временных лет» под 1067 г.), основанный как порубежная крепость Полоцкого княжества, был центром удельного княжества, затем центром воеводства Белорусско-Литовской державы, в Российской империи стал губернским городом, с 1919 года был столицей БССР и сейчас столица 10-миллионного суверенного государства, которое появилось на географической карте в 1991 году — Республики Беларусь. Минск сегодня — это современный административный, передовой научный, образовательный, культурный и спортивный центр Беларуси. Это и крупнейший промышленный город страны. Он занимает площадь более 200 квадратных километров. Население города превышает 1 миллион 800 тысяч жителей. |
Для приезжающих в столицу Беларуси по железной дороге Минск начинается с вокзала и Привокзальной площади. Современный железнодорожный вокзал Минска был построен в 2000 г. В цокольном этаже находятся камеры хранения и пункты обмена валют, на втором и третьем — сувенирные лавки, магазины, экспресс-кафе, ресторан. Украшением Привокзальной площади являются две многоэтажные башни, названные «Воротами города». Построенные после Второй мировой войны здания стилизованы под оборонительные башни древнего замка. На одной из башен самые большие в Беларуси часы. Это трофей, захваченный у немцев во время Второй мировой войны. Солидный возраст часов, которым уже больше столетия, и размеры (диаметр превышает 3,5 метра) делают их одной из интересных достопримечательностей. |
|
Минская ратуша на площади Свободы была восстановлена по старинным чертежам и данным археологических раскопок в 2003 г. на своем историческом месте. Здание неоднократно уничтожалось, горело и восстанавливалось. |
|
С площади Независимости берет начало проспект Независимости — главная магистраль города, которая возникла еще в начале XIX века как улица Захарьевская. Пространство от площади Независимости до площади Победы исследователи сравнивают даже с Елисейскими полями и Невским проспектом Санкт-Петербурга. В начале 90-х годов прошлого века этот участок был включен в Свод памятников истории и культуры Беларуси. |
|
На проспекте Независимости в микрорайоне «Восток» находится новое здание Национальной библиотеки Беларуси, открытое для пользователей 16 июня 2006 г. Национальная библиотека Беларуси — уникальный архитектурно-строительный и программно-технический комплекс, построенный в соответствии с новейшими научно-техническими разработками. Здание самого большого книгохранилища страны напоминает гигантский ограненный алмаз. Вместимость книгохранилища — 14 млн. единиц, в нем 20 читальных залов, 2000 читательских мест. На крыше библиотеки (высота здания более 70 метров) размещается обзорная площадка. |
|
На левом берегу реки Свислочь находится Троицкое предместье — воскрешенный уголок старого Минска. Освоение этого района города, согласно археологическим изысканиям, началось в XII веке. В начале XVI века на этом месте находился костел Святой Троицы, давший название предместью. В старом квартале много музеев, галерей, магазинов, кафе и сувенирных лавочек. |
Свято-Духов кафедральный собор (бывший костел и монастырь бернардинок) построен в стиле виленского барокко. Собор был заложен в 1642 году и достроен в 18 веке. В иконостасе собора содержится целый ряд замечательных икон, в том числе чудотворная икона Божьей Матери, явившаяся на берегу Свислочи в 1500 году. |
|
Костел Пресвятой Девы Марии и монастырь иезуитов (2-я половина 17 — начало 18 вв.) Памятник архитектуры барокко. |
|
Свято-Петро-Павловский собор(1612—1620 гг.) Здание собора одно из старейших в Минске. Памятник архитектуры с элементами ренессанса и барокко. |
|
Свято-Александро-Невская церковь памятник архитектуры ретроспективно-русского стиля 1898 г. |
|
Костел Святых Симеона и Елены (Красный костел)построен в 1908–1910 гг. Памятник архитектуры неороманского стиля. |
|
В городе находится большое количество музеев: Национальный художественный музей Республики Беларусь; Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны; Национальный музей истории и культуры Республики Беларусь; Литературный музей Янки Купалы; Литературно-мемориальный музей Якуба Коласа; Литературный музей Максима Богдановича; Музей истории белорусской литературы; Литературный Музей Петруся Бровки; Музей валунов; Музей природы и экологии Республики Беларусь; Музей Истории Белорусского Кино; Дом-Музей I Съезда РСДРП филиал Национального Исторического Музея Беларуси и др. |
|
театров: Белорусский Государственный Музыкальный театр; Белорусский Государственный театр Кукол; Национальный академический Большой театр оперы и балета; Национальный академический театр имени Янки Купалы; Театр-студия Киноактера; Белорусский республиканский театр юного зрителя; Государственный Молодежный театр Республики Беларусь; Национальный академический драматический театр имени Максима Горького и др. |
|
спортивных объектов: многопрофильный спортивный комплекс Минск-Арена; Дворец спорта; Футбольный манеж; Ледовый дворец спорта; Дворец тенниса; стадион «Динамо»; стадион «Трудовые резервы» и др. |
Минский музей истории Белорусской железной дороги: Адрес: Республика Беларусь, 220039, г. Минск, ул. Чкалова, 7, Дворец культуры и спорта железнодорожников. Контактные телефоны: (+375 17) 225 24 14, 225 54 79. |
|
Минский Дворец культуры и спорта железнодорожников Адрес: Республика Беларусь, 220039, г. Минск, ул. Чкалова, 7. Контактные телефоны: (+375 17) 224-89-95. |
Станция Минск-Южный расположена в черте города Минска. Станция открыта для выполнения грузовых перевозок. |
Станция Колядичи расположена рядом с городом Минском. |
|
Рядом со станцией находится терминал Колядичи (Республиканское транспортно-экспедиционное унитарное предприятие «БЕЛИНТЕРТРАНС - транспортно-логистический центр» Белорусской железной дороги (государственное предприятие «БТЛЦ»), предоставляющий полный комплекс услуг по работе с универсальными контейнерами.
Терминал состоит из контейнерной и тяжеловесной площадок, крытого ангарного склада арочного типа. |
Станция Асеевка расположена рядом с поселком Гатово Минского района. | |
В 1968 году рядом с деревней Гатово построен минский завод «Вторчермет». После этого в Гатово началось строительство первых многоэтажных домов. |
Станция Михановичи расположена в одноименном поселке Минского района. Население поселка составляет около 6 тысяч человек. |
Рядом со станцией сохранилась водонапорная башня, с помощью которой заправлялись паровозы. Водонапорная башня д.Михановичи упоминается в исторической литературе как место проведения ІІ съезда партизан Минского уезда (5 апреля 1920 года) во время советско-польской войны. |
|
Жизненные пути двух Героев Советского Союза связаны с Михановичами. Подполковник, командир эскадрильи бомбардировщиков Иосиф Васильевич Матрунчик (1903—1945гг.), уроженец д. Кайково Михановичского сельского совета, получил звание Героя Советского Союза одним из первых в Минском районе: в 1940 г. в советско-финской войне. Лётчик прославленной эскадрильи А.Покрышкина Герой Советского Союза Петр Иосифович Гучок учился в Михановичской семилетней школе, в 1937 году закончил ее с похвальной грамотой. |
Станция Руденск расположена в одноименном поселке
Пуховичского района Минской области.Руденск — узел автодорог на Узляны, Дукору, Правдинский, расположен в 22 км от Марьиной Горки (станция Пуховичи), 41 км от Минска. Население поселка составляет около 3 тысяч человек. |
|
|
Руденск — родина белорусского советского поэта Михася Чарота (настоящее имя — Михаил Семенович Кудзелька) (1896—1938гг.). Михась Чарот — участник Гражданской войны 1918—1920гг., один из руководителей литовской организации «Молодняк». В сборниках стихов «Метель» (1922г.), «Солнечный поход» (1929г.), поэмах «Босые на пожарище» (1922г.), «Ленин», «Беларусь лапотная» (1924г.) отражены героика Великой Октябрьской социалистической революции, большие перемены в жизни белорусского народа за годы Советской власти. Автор сборника рассказов «Весноход» (1924г.), народной драмы «На Купала» (1921г.). |
В окрестностях Руденска находится уникальный музей. Музейный комплекс «Дудутки» ― один из самых популярных и знаменитых музеев Беларуси, расположен в живописном месте рядом с рекою Птичь в 1,5 км от деревни Дудичи. |
|
| Путешествие в Дудутки ― живое прикосновение к культуре и секретам старинного ремесла белорусской земли. Множество ремесел и промыслов обрело свое второе рождение в руках дудутковских мастеров ― хранителей древних белорусских традиций. Недалеко от музея находятся церковь Св. Иоанна Крестителя, построенная в 2008 году и освященная митрополитом Филаретом, и деревянная шатровая мельница начала XX века ― ветряк высотой 14 метров. |
В окрестностях Руденска расположена небольшая деревеня Дукора. Дукора известна с XVI в. Название деревни произошло, вероятно, от балтской основы dukra – дочка. |
|
Усадьба Ошторпов находилась недалеко от здания школы. Школа в Дукоре, как учреждение образования, существует более 135 лет. Она была одним из старейших учебных заведений бывшего Игуменского уезда (в XIX в. в него входили территории современных Червеньского, Пуховичского, Березинского, Узденского, Смолевичского районов). |
|
Дукора расположена на реке Свислочь, которая в этом участке идет параллельно железной дороге на некотором расстоянии от нее. Исток Свислочи, протяженность которой 285 км, находится на Минской возвышенности, за 1,5 км на юго-восток от деревни Шаповалы Воложинского района. Устье реки располагается на юго-восточной окраине д. Свислочи Осиповичского района.
Основными притоками являются Вяча (впадает в Заславское водохранилище), Волма, Титовка, Талька. |
|
|
В XIX в. эти замечательные места часто посещал известный художник Аполлинарий Горавский (1833–1900 гг.). Родина Горавского — д.Уборки (ранее находилась в Игуменском повете Минской губернии). Выпускник Петербургской академии художеств, академик, преподаватель Петербургской рисовальной школы общества поощрения художеств больше всего любил портретные и пейзажные жанры. Его лучшие работы «Молящаяся старушка», «Болото», «Вид дубравы вблизи Бобруйска» (1855 г.), «Река Березина» (1868 г.), «Река Свислочь» (1868 г.). |
Станция Пуховичи расположена в городе Марьина Горка Пуховичского района Минской области. |
|
У военных топографов, которые проектировали Либаво-Роменскую железную дорогу, было другое мнение: рельеф местности требовал, чтобы железная дорога прошла через небольшое местечко Пуховичи. |
|
Богатый чиновничий опыт (умение не только брать, но и давать, кому нужно) помог Макову осуществить свою «голубую» мечту. В ход пошел главный аргумент — большая взятка, и строители, закрыв глаза на проект, проложили железную дорогу через Марьину Горку. Однако, чтобы избежать возможных неприятностей, оставили на схеме проектное название станции, а на Марьиногорском вокзале прикрепили доску с названием «Пуховичи» (до которых от Марьиной Горки почти 10 км). |
|
Город Марьина Горка расположен на реке Титовка (приток р. Свислочь). Автодорогами Марьина Горка связана с Минском, Бобруйском, Уздой, Червенем. Население города составляет около 22 тысяч человек. |
|
Быстрому развитию этого населенного пункта способствовало строительство в 1873 г. линии Минск—Осиповичи Либаво-Роменской железной дороги. В 1886 году в Марьиной Горке находились 2 церкви, почтовая станция, сельскохозяйственная школа для детей всех сословий (основана 29.05.1876). В 1897 году здесь проживали 2 тыс. жителей. |
В городе сохранился памятник архитектуры – усадебный дом Маковых 1876г. постройки. |
|
Водонапорная башня, расположенная возле железнодорожной станции. Была построена в первой половине XX века. |
|
Костел Святого Антония (перестроен в 2000-е из электростанции 1930-х гг). |
|
В городе установлены памятники воинам-освободителям, партизанам и подпольщикам. Во время Великой Отечественной войны фашисты уничтожили в Марьиной Горке и районе 3145 человек, действовало молодежное подполье. |
|
Композитора Игоря Лученка знает весь мир. «Басанож па зорках» ― под таким поэтическим названием в 2001 году в издательстве «Беларусь» вышла книга писателя Владимира Липского о белорусском композиторе Игоре Лученке. |
|
Кантата «Солдатское сердце» явилась первым произведением композитора на военную тему. Игорь Лученок участвовал в трех всемирных фестивалях молодежи. В то время началась его дружба с А.Пахмутовой, Н.Добронравовым, Р.Рождественским, И.Кобзоном, В.Толкуновой. | |
И.Лученок обращается к творчеству многих поэтов: Я.Купалы, М.Богдановича, Я.Коласа, А.Кулешова, М.Танка, П.Бровки, А.Русака, Н. Гилевича, Г.Буравкина, В.Некляева и др. Его песни разнообразны и по жанрам ― романсы, баллады, марши, гимны. |
|
Специальный геодезический знак, свидетельствующий о том, что Пуховичский район является центром Республики Беларусь, установлен в 1996 году вблизи деревни Антоново Новоселковского сельсовета. Нахождение центра Беларуси на Пуховщине ― это не только гордость жителей за свой уникальный уголок, но и своеобразный символ объединения народов, живущих на этой прекрасной земле. |
|
Пуховщина ― родина около полсотни писателей: Таисия Бондарь, Александр Ельский, Владимир Ходыка, Алесь Бачила и т.д.
Человек, благодаря которому цимбалы сохранились как белорусский инструмент, получили поддержку музыкальной профессиональной школы, Иосиф Жинович ― тоже из этих мест. |
Название современного города происходит от горы, на которой в древности стоял языческий храм. В Марьин день в нем проходили торжественные церемонии. |
Станция Талька расположена в одноименной деревне Минской области. |
Якуб Колас часто бывал на Пуховщине, посещал здесь многие места. Среди них ― Талька. В конце 90-х годов XX в. на здании вокзала железнодорожной станции Талька появилась мемориальная доска с надписью: «На Пухаўшчыне у 1933―1940, 1946―1956 гадах адпачываў і працаваў народны паэт Беларусі Я.Колас (К.М.Міцкевіч)». В деревне Талька протекает одноименная река, о ней Якуб Колас писал в поэме «Міхасевы прыгоды»: |
|
«Талька ― слаўная рачушка, |
Оздоровительный центр «Талька» УП «Минское отделение Белорусской железной дороги»
Адрес: 222813, Минская область, Пуховичский район, п/о Талька |
Станция Верейцы расположена в одноименной деревне Осиповичского района Могилевской области. |
Недалеко от станции Верейцы расположено Осиповичское водохранилище. На водохранилище находится крупнейшая в Беларуси гидроэлектростанция. Осиповичская ГЭС сооружена в 1953 году с использованием оборудования, полученного в счет выплаты контрибуции из Австрии. |
|
Осиповичское водохранилище является местом отдыха и занятий водными видами спорта, а также популярно во время зимней и летней рыбалки (водится лещ, окунь, плова, щука, карась, линь). |
Станция Осиповичи I расположена в одноименном районном центре Могилевской области. Осиповичи являются крупным железнодорожным узлом: линии на Минск, Гомель, Могилев, Барановичи. Железная дорога разделяет город на две части. |
|
Одной из станций строящейся Либаво-Роменской железной дороги, проходящей по лесисто-болотистой местности имения Витгенштейна, была станция Осиповичи. Станция была основана в 1872 году в 2-х км от деревни Осиповичи, вокруг станции в 1878 году возник поселок. Это была небольшая промежуточная станция, расположенная на 273 версте от станции Вилейская. На станции был построен деревянный вокзал, пакгауз, крытая и открытая платформа и пять деревянных домов для обслуживающего персонала. |
|
К станции примыкали однопутные перегоны Осиповичи–Верейцы и Осиповичи–Татарка. | |
Город Осиповичи расположен на берегу реки Синяя, в 136 км от Могилева. Осиповичи известны с XVIII века как деревня. | |
В Великую Отечественную войну в городе и районе действовало Осиповичское подполье.
За время оккупации в районе партизанами и подпольщиками было уничтожено около 15 тысяч гитлеровцев, разгромлено 13 гарнизонов врага, разрушены десятки километров железнодорожного пути, перебито более 5000 рельсов, вырезано около 70 километров телефонно-телеграфной связи. Патриоты пустили под откос сотни вражеских эшелонов, разбили и повредили более 300 паровозов, сожгли 2235 тонн горючего. |
Рядом с железнодорожным вокзалом находится памятник паровозу Эм 726-23, который был установлен в 2002 году в честь 130-летия города. Паровоз стал символом Осиповичей и внесен в символику города, на его герб. |
|
Свято-Крестовоздвиженская церковь (построена в 1826 году, в 1946 перевезена в Осиповичи). В городе действуют историко-краеведческий музей, Центр народных ремесел. |
В Осиповичском районе, при слиянии рек Свислочь и Березина, вокруг Осиповичского водохранилища расположена зона отдыха Осиповичи. Для экскурсий интересны мемориальный комплекс жертвам фашизма, советским воинам и партизанам в деревне Брицаловичи; |
|
Деревня Свислочь расположена в 26 км от Осиповичей, в 5 км от железнодорожной станции Елизово, на пути Гродзянка—Сычково, возле устья реки Свислочь, центр сельсовета и СПК «Восход».Это одно из самых древних поселений в современном Осиповичском районе. Древнее городище расположено на мысе, образованном при впадении р.Свислочи в р.Березину. В XII―XVII вв. на месте городища стоял Свислочский замок. Разрушен в середине XVII в. |
|
В 28 км от Осиповичей, на правом берегу реки Березина находится небольшой, но очень известный на этой земле поселок ― Елизово. Поселок является центром сельсовета и железнодорожной станцией на линии Осиповичи–Могилев. |
|
В 1900 году здесь был построен лесопильный завод «Елизово», начал образовываться поселок, который также получил название Елизово. Поселок входил в состав Свислочской волости Бобруйского уезда Минской губернии. В 1912 г. построен стеклозавод «Елизово», на котором около 60 рабочих изготавливали оконное и ламповое стекло, бутылки. |
|
В 1931 г. через Елизово прошла железная дорога Осиповичи—Могилев, была основана железнодорожная станция Елизово. |
Станция Татарка расположена в одноименном поселке Осиповичского района Могилевской области. Татарка находится в 29,5 км к северо-западу от Бобруйска, в 12 км к юго-востоку от Осиповичей, в 148 км от Могилева. Население поселка составляет 0,9 тыс. человек. |
Станция Мирадино расположена в одноименной деревне Бобруйского района Могилевской области. |
В 3 км от деревни Мирадино находится д.Сычково. В деревне расположен мемориальный комплекс , сооруженный к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне на месте ожесточенного сражения за плацдарм у реки Днепр и автомобильную дорогу Гомель—Минск. |
|
В Сычково расположен и Бобруйский районный историко-краеведческий музей. В музее можно ознакомиться с историей Бобруйщины от древних времен до настоящего времени. Здесь выставлены археологические находки, найденные на территории Бобруйского района; представлена экспозиция, рассказывающая о быте и традиции белорусской деревни конца XIX—начала XX вв.; собран богатый материал периода Великой Отечественной войны. |
Станция Бобруйск находится в одноименном городе, центре Бобруйского района Могилевской области. Бобруйск — узел железных дорог на Осиповичи, Жлобин, Октябрский. В городе расположены три железнодорожные станции: Бобруйск, Березина, Шинная. |
|
30 апреля 1876 года было принято решение присоединить к Ландварово-Роменской железной дороге бездоходную Либавскую дорогу и изменить название дороги на Либаво-Роменскую. С совершенствованием парка пассажирских вагонов и паровозов росли и объемы пассажирских перевозок на всей сети железной дороги. В связи с этим было принято решение о постройке вокзала на станции Бобруйск, строительство которого было завершено в 1900 году. | |
Город Бобруйск расположен на берегу реки Березины, в 110 км на юго-запад от Могилева. Бобруйск - железнодорожный узел, узел автомобильных дорог на Минск, Гомель, Могилев, Калинковичи, Слуцк, также в городе есть порт.
Впервые в летописи Бобруйск (Бобровск, Бобруеск, Бобрусек, Брусек-на-Березине) упоминается в 1387 году в составе Великого княжества Литовского.
Однако археологические раскопки свидетельствуют о том, что еще в VI—VII вв. на реке Березине, несколько выше нынешнего Бобруйска, находились городища славян. Во времена киевского князя Владимира на месте современного города была деревенька, «жители коей рыбной ловлей и бобровым промыслом занимались». Это послужило поводом к названию города. | |
Первоначально город в виде укрепленного деревянного замка разместился на высоком правом берегу реки Березины, при впадении небольшой речки Бобрульки (Бобруйки). В 1649 году замок сгорел и больше не восстанавливался. | |
Жители Бобруйска взялись за восстановление родного города. И уже через два месяца 18 предприятий были частично восстановлены и дали первую продукцию. |
Крепость в городе Бобруйске является памятником фортификационного искусства I-й половины ХIХ в. (1810—1836гг.). По Указу Александра 1 от 16 июня 1810 года было начато строительство Бобруйской крепости. Первый план строительства был предложен Теодором Нарбутом, но застраивалась она по генеральному плану, разработанному Карлом Опперманом. Основная оборонительная линия крепости состояла из 8 бастионов, в плане — многоугольник, сомкнутый валом со стороны реки. Долговременные оборонительные постройки были сделаны из кирпича, имели сводчатые перекрытия, бойницы. На территории Беларуси крепостей такого типа только две — Бобруйская и Брестская. | |
Сохранившиеся в настоящее время постройки крепости являются памятниками инженерного искусства, военные и гражданские здания на территории крепости — памятники архитектуры стиля «классицизм». Эта крепость — одно из крупнейших оборонительных сооружений I-й половины XIX века в России и Европе. |
|
В городе и районе сохранилось и создано много историко-культурных и архитектурных памятников и обелисков: | |
памятники культового зодчества: собор Св. Николая; церкви: Великомучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, Свято-Георгиевская, Свято-Духовская; синагоги; костел Непорочного Зачатия Девы Марии и другие; | |
памятники архитектуры — здания XIX—нач. XX вв.: банк, бровар, пожарное депо, дом купчихи Кацнельсон (1912 г.) и другие; | |
современный памятник бобру. |
Станция Березина расположена в городе Бобруйске. По причине экономического и численного роста города Бобруйска было принято решения о строительстве вокзала на станции Березина, которое было сдано в эксплуатацию в 1908 году. Пассажирское здание на станции Березина было построено из кирпича и сохранилось до нашего времени. | |
Недалеко от станции Березина протекает река Березина.
Березина размещается в пределах Беларуси. Петляя и извиваясь, Березина течет с северо-запада на юго-восток по районам Витебской, Минской, Могилевской и Гомельской областей. Наибольшие притоки — Плиса, Гайна, Уша, Свислочь (справа), Бобр, Сергуч, Ольса. Судоходство начинается от д. Броды Борисовского района (за 508 км от устья). Главные пристани: Броды, Борисов, Березино, Бобруйск, Светлогорск. | |
Березина была свидетелем многих исторических событий. Как природный рубеж она неоднократно являлась ареной военных баталий. Во время Северной войны через реку переправлялась армия шведского короля Карла XII. В войну 1812 года отступавшая из Москвы армия Наполеона при переправе через Березину возле деревни Студенка под ударами русских войск понесла огромные потери и перестала существовать как организованная сила. |
Станция Савичи находится рядом с деревней Савичи Бобруйского района Могилевской области. |
Недалеко от железнодорожной станции Савичи расположен ландшафтный заказник местного значения — «Дубовский каскад озер». Заказник создан в 1994 году для сохранения уникального для Могилевской области ландшафта (река Вирь соединяет собой 4 озера – Драгичин, Усох, Плавун, Вяхово). На территории заказника находятся места обитания и распространения редких видов животных и растений, таких как болотная черепаха, выпь большая и другие. |
Станция Телуша расположена в 3 км от агрогородка Ковали Бобруйского района Могилевской области. |
В 10 км от станции Телуша (остановочный пункт «331 км») находится агрогородок Телуша. Земли, на которых расположен агрогородок, некогда принадлежали известному роду Воронцовых-Вельяминовых, с которым связала свою судьбу внучка А.С. Пушкина — Наталья. Дочь старшего сына А.С.Пушкина (1833—1914 гг.) Наталья Александровна, родилась в Петербурге (05.08.1859). После смерти матери как старшая из детей помогала отцу в воспитании младших детей и по дому. |
|
Так внучка великого русского поэта с 1882 года оказалась в Беларуси, на Бобруйщине. Здесь у них родились шестеро детей. Жили они дружно, воспитывали и учили детей, занимались хозяйством, которое давало немалый доход. Кроме имения, имели дом в Бобруйске. Помогали крестьянам, финансировали обучение одаренных крестьянских детей. На деньги Воронцовых-Вельяминовых в д.Телуше была построена школа. Н.А.Воронцова-Вельяминова была инициатором создания публичной библиотеки в г.Бобруйске. |
|
Судьбы детей сложились по-разному: кто-то умер, кто погиб на фронте, кто уехал за границу, кто остался и был репрессирован. Ее внуки также были репрессированы. |
Станция Красный Берег расположена в одноименной деревне Жлобинского района Гомельской области, в 21 км на северо-запад от Жлобина, 104 км от Гомеля. Население деревни составляет более 2-х тысяч человек. |
Главной достопримечательностью деревни является дворцово-парковый ансамбль, расположенный на северной окраине деревни, на берегу реки Добосна. Это бывшее имение принадлежало во второй половине XIX века генерал-лейтенанту инженерии Михаилу Готовскому. Как приданое его дочери имение перешло к Викентию Козелл-Поклевскому. |
|
Усадьба включала дворец, сад, хозяйственный двор, спиртзавод, вольер, оранжерейно-парковое хозяйство и другие компоненты утилитарного назначения. Усадьба заложена в конце XIX в., занимает сравнительно ровную территорию на слегка приподнятой террасе р. Добосны. Площадь — более 8 га. Главным элементом композиции является дворец, расположенный в центре усадьбы. Он построен в 1890—1893 гг. по проекту архитектора К.Шретера и соединяет в себе черты архитектуры неоготики и неоренессанса. Имеет ассиметричную планировку, сочетая прямоугольный в плане основной объем и поперечный корпус. Парадный вход подчеркнут монументальной галереей-навесом. | |
В интерьерах сохранились богатая лепнина, искусные фризы, камины, плафоны с картушами, керамическое покрытие пола и т.д. Каждый из залов имеет свою стилистику — романскую, арабскую, ренессансную. |
|
Парадная часть занимала слегка пологий спуск к реке и составляла передний план перспективы. Здесь основными породами были ель красная, сосна веймутова, липа американская, крымская и крупнолистовая, бархат амурский, орех грецкий, клен остролистный Шведлера. Группы сочетали вечнозеленые и листопадные виды, подобраны с учетом окраски листьев в течение сезона. | |
В основу построения парковых пейзажей положен принцип светового контраста. Деревья вдоль берега Добосны образовывали своеобразный зеленый коридор с видами на водное зеркало. Видовой площадкой на реке служила небольшая каменная веранда. Перспектива по течению завершалась павильоном-купальней, ее ось вдоль берега подчеркивалась деревьями ивы белой бритценской. В западной части парка находилась беседка. |
Одна из версий происхождения названия деревни Красный берег — красивый берег, который солнце окрашивает в красный цвет. Еще здесь много глины, которая тоже имеет красный цвет. |
Станция Жлобин-Пассажирский расположена в городе Жлобине, центре Жлобинского района Гомельской области. Жлобин является важным железнодорожным узлом: здесь расходятся направления на Гомель, Могилев, Минск, Калинковичи. Жлобинский узел включает в себя станции: Жлобин-Сортировочный, Жлобин-Северный, Жлобин-Западный, Жлобин-Подольский и Вирский. | |
Это время и считается началом открытия железнодорожного движения через станцию Жлобин. В 1873 году были построены казармы для железнодорожников, паровозное депо, вагонные мастерские, помещение для пассажиров и другие строения. Постепенно местечко превращалось в значительный транспортный узел на пересечении железной дороги и водного пути; развивалась торговля, росло количество населения. | |
После Второй мировой войны вокзал станции Жлобин был отстроен заново и в 1950 году открылся. Сейчас вокзальный комплекс станции Жлобин включает в себя двухэтажное здание вокзала (пассажирское здание) и служебно-техническое здание, где размещаются багажное отделение и камера хранения багажа, медпункт, бытовые помещения. |
Город Жлобин (ранее — Хлепень, Злобин) расположен рядом с автомагистралью М5, в 200 км от белорусской столицы и в 83 км от Гомеля. В 2007 году здесь проживали 72,5 тысяч жителей. В городе на правом берегу реки Днепр расположена пристань. | |
17 июля 1924 года Жлобин становится центром Жлобинского района, который в 1938 году включен в состав Гомельской области. Жлобин и замок выдерживали неоднократные осады во время военных действий. | |
В современном Жлобине работают предприятия легкой, металлургической, пищевой, строительных материалов промышленности, среди которых известные Белорусский металлургический и ремонтно-механический заводы, производственные объединения «Белфа» (одно из крупнейших в Европе предприятий по производству трикотажного искусственного меха), комбикормовый завод, фабрика художественной инкрустации, швейная экспериментальная фабрика, льнозавод и другие. |
В городе работает Государственный историко-краеведческий музей, где представлены 4 тысячи экспонатов. В музее 4 выставочных зала: |
Среди памятников культурного наследия белорусского народа, расположенных на территории Жлобинского района – Всехсвятская церковь в д.Пиревичи, построенная в неорусском стиле в 1902 году; |
|
Свято-Покровская церковь в г.п. Стрешине (XIX в.); | |
памятник археологии – городище (XII в.) в г.п. Стрешине. |
|
На территории Жлобинского и сопредельных с ним Светлогорского и Речицкого районов созданы республиканские ландшафтные заказники «Выдрица» и «Смычок». |
Станция Вирский расположена в поселке Вирский Жлобинского района Гомельской области. |
Рядом с этой небольшой станцией главная река нашей страны — Днепр, который протекает через территорию России, Беларуси и Украины. И природа, и история этого края тесно связаны с рекой Днепр, могучей полноводной рекой. По длине (2201 км) это вторая водная артерия в Европейской части СНГ. Третья река после Волги и Дуная в Европе. Длина реки в пределах Беларуси — около 697 км. |
|
Водные ресурсы Днепра огромны. Вода используется на бытовые и промышленные нужды, орошение засушливых земель, в рыбном хозяйстве. Для экономного их использования в бассейне Днепра построено 250 водохранилищ, из которых наиболее крупные: Киевское, Кременчугское, Днепровское, Каховское. Судоходство на реке начинается у пристани Дорогобуж в Смоленской области и продолжается до Днепровского лимана в Черном море, куда впадает Днепр. Красив и могуч Днепр. Почти половина населения Беларуси и Украины живет в пределах его бассейна. |
Станция Хальч расположена в одноименном поселке Староруднянского сельсовета Жлобинского района Гомельской области Беларуси. В 13 км на юго-восток от Жлобина, 80 км от Гомеля. |
Станция Салтановка находится рядом с одноименной деревней Пиревичского сельсовета Жлобинского района Гомельской области. В 23 км на северо-восток от Жлобина, 64 км от Гомеля. Салтановка по письменным источникам известна с начала XIX века как небольшая деревня в Староруднянской волости Рогачевского уезда Могилевской губернии. |
В 4 км от станции Салтановка находится деревня Пиревичи. Всехсвятская церковь в деревне Пиревичи построена в неорусском стиле в 1902 году. |
Станция Буда-Кошелёвская находится в городе Буда-Кошелево, центре Буда-Кошелевского района. В 1873 году через территорию Кошелевской волости Рогачевского уезда Могилевской губернии прошла Либаво-Роменская железная дорога. В 1877 году была построена железнодорожная станция. |
|
Буда-Кошелево — город в Гомельской области Беларуси, административный центр Буда-Кошелёвского района, расположен в 48 км к северо-западу от Гомеля, в 256 км к юго-востоку от Минска.
По письменным источникам известен с 1824 года как деревня Буда в составе казённого поместья, в Кошелевской волости Рогачевского уезда Могилевской губернии. Во второй половине XIX века название приобрело современное звучание, но к нашему времени большинство жителей района пользуются старым названием — Буда. В конце XIX века население местечка составляло около 500 жителей. |
|
Станционный колокол изображен на гербе и флаге города Буда-Кошелево. Город начал расти и развиваться с прокладки железной дороги и постройки здесь железнодорожной станции. В XIX веке колокол на таких остановочных пунктах был неотъемлемой частью. |
Картинная галерея им. Е.Е.Моисеенко открыта 25 августа 2007 года в знак памяти и уважения уроженцу Буда-Кошелевского района народному художнику СССР, действующему члену Академии художеств СССР, Герою Социалистического Труда, профессору живописи Евсею Евсеевичу Моисеенко. В основном фонде галереи находится 300 экспонатов, из них 97 картин. | |
Мемориал в честь увековечения памяти советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. |
В районе Буда-Кошелево Центральноберезинская равнина плавно переходит в Полесскую низменность. Полесье — неповторимая и удивительная земля на юге нашей страны, которая по своей площади равна такому государству, как Бельгия. Полесье протянулось более чем на 500 км с запада на восток и на 200 км с севера на юг. Полесье — интересный край с необычайно разнообразными ландшафтами и природными условиями, богатой историей. Полесье получило свое название из-за обилия лесов. Это самая лесистая часть Беларуси и соседней Украины. Сосновые боры чередуются с белоствольными березовыми рощами, тенистыми дубравами. Своеобразные дубово-грабово-сосновые насаждения придают краю особое очарование. В заповедных уголках Полесья сохранились реликтовые растения. |
|
Буда-Кошелево расположено среди живописных рощ и дубрав. Дубравы были известны в Западной Европе. Образцы буда-кошелевского дуба экспонировались на всемирных выставках в Париже. От прежних лесов сохранились лишь отдельные дубы-гиганты (высота —30—36 м, диаметр ствола — до 1,5 м). Буда-Кошелевский биологический заказник республиканского значения образован для сохранения фрагментов ценных дубрав с редкими видами растений. Типичные экосистемы заказника: сосновые, черноольховые леса, дубравы. Около 70% дубрав — молодняк (до 40 лет). |
|
| Два дуба черешчатых, произрастающие на территории Буда-Кошелевского опытного лесхоза, объявлены постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды от 26 апреля 2007 г. ботаническими памятниками природы республиканского значения и входят в государственный Перечень вековых и редких пород деревьев. |
Станция Уза расположена в одноименной деревне Буда-Кошелевского района Гомельской области. |
В 8 км от железнодорожной станции Уза, на берегу реки Уза (приток реки Сож) находится городской поселок Уваровичи. В поселке сохранилась церковь Рождества Богородицы (1945г.). |
|
В поселке Уваровичи находится братская могила советских воинов и партизан. Во времена Великой Отечественной войны уваровичане потеряли многих своих земляков. В 1982 году их память была увековечена. На созданном барельефе запечатлены солдаты, которые ради освобождения родного края отдавали свои жизни. В 2007 году по инициативе местных жителей здесь же были установлены в форме колоса 12 плит, на которых увековечены имена 353 человек, погибших в годы Великой Отечественной войны. |
Станция Лазурная находится в поселке Большевик Гомельского района Гомельской области. Население поселка составляет около 2 тыс. человек. |
|
В поселке работает торфозавод «Большевик»(сейчас — Открытое акционерное общество «Завод торфяного машиностроения «Большевик»). Торфопредприятие «Большевик» было образовано в 1930 году, во второй год первой советской пятилетки. Основным орудием работы были лопаты, основной тяговой силой — лошади. Работали по пояс в воде, корчевали пни, равняли кочки. Работали с энтузиазмом и вдохновением, можно сказать с большевистской энергией. Отсюда и пошло название торфозавод «Большевик». В 1989 году добыча торфа на предприятии была прекращена, основным видом деятельности предприятия стал выпуск торфяного оборудования и машин, запасных частей для торфяной промышленности, крепежа для железной дороги узкой колеи. |
Станция Костюковка находится в одноименном поселке Гомельского района Гомельской области. Костюковка основана в XIX в. как железнодорожная станция Либаво-Роменской железной дороги, которая начала действовать в 1873 году.
От станции отходят подъездные пути к заводу Гомельстекло и другим предприятиям района. |
|
Открытое акционерное общество «Гомельстекло» — единственное предприятие в нашей республике по производству различных видов промышленного стекла и изделий из него. В 1930 году правительством было принято решение о строительстве стекольного завода в Костюковке. Первая партия продукции на Гомельском ордена Ленина стекольном заводе им. М.В.Ломоносова была получена в начале ноября 1933 года. В настоящее время предприятие производит витринное стекло, пеностекло, узорчатое и армированное, многослойное стекло (триплекс) и др. Продукция предприятия пользуется большим спросом как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами. |
Станция Светоч — железнодорожная станция в городе Гомеле. Прежнее название станции — «Разъезд 204 км», переименована в 1965 году. |
Станция Гомель-Пассажирский находится в Гомеле. Гомель — железнодорожный узел с направлениями на Жлобин, Калинковичи, Бобруйск, Чернигов. |
|
17 ноября 1873 года было открыто движение пассажирских поездов на участке Ландваро-Роменской железной дороги. С этой даты началось строительство пассажирского вокзала 1 класса. |
|
Гомель — областной центр, порт на реке Сож. Гомель расположен вблизи границы с Россией и Украиной, крупнейший город Белорусского Полесья. Население города около 500 тысяч жителей. О происхождении названия города существует несколько версий: Гомь, Гом — шумный; от имени древнейшего славянского рода Гомов; от названия реки Гомеюки и др. |
В средние века история Гомеля была очень бурной и трагичной. Сам город и его жители, часто страдали от войн и набегов. Земли Гомеля, Брянска и Чернигова вошли в состав Великого княжества Литовского в XV веке, но уже в 1503 году в результате неудачной войны Великого князя Александра с Московией Гомель отошел к Великому княжеству Московскому. Только при Великом князе Сигизмунде-Августе в 1537 году, в результате Стародубской войны Гомель вернулся в состав Великого княжества Литовского. |
Развитию города во многом способствовало его месторасположение. В середине XIX в. через город была проложена шоссейная дорога Петербург–Киев и телеграфная линия Петербург–Севастополь. В 1873 году — Либаво-Роменская железная дорога, а в 1888 году — Полесская железная дорога. |
Главной достопримечательностью Гомеля является Гомельский дворцово-парковый ансамбль. |
|
Дворец Румянцевых-Паскевичей был построен в конце XVIII в. (1785—1793 гг.) в стиле классицизма. При дворце был разбит парк. Парк расположен на обрывистом берегу реки Сож на площади в 25 гектаров. Среди привычных клена, ясеня и каштана здесь можно найти веймутову сосну, пирамидальный дуб и маньчжурский орех. |
|
Охотничий домик был построен для графа Н.П.Румянцева в 1818—1820 гг. в стиле ампир по проекту архитектора И.Дьячкова. |
|
Часовня-усыпальница князей Паскевичей расположена в северной части парка. Построена в 1889 году по проекту академика архитектуры Н.Червинского. Является образцом так называемого неорусского стиля в архитектуре с характерными для этого направления чертами. Главной достопримечательностью сооружения является его декоративное убранство. |
Собор Св. Петра и Павла (Свято-Петро-Павловский) — одно из крупнейших культовых сооружений Беларуси. Построен в 1809—1819 гг. архитектором Дж.Кларком в стиле классицизма. Внутри храма, в левой части трансепта, могила графа Румянцева, на которой установлена копия скульптуры «Богиня мира» итальянского мастера А.Кановы. |
В Гомеле сохранилось и создано много историко-культурных и архитектурных памятников и обелисков. |
|
Церковь Святого Николая (1904 г.) |
|
В Гомеле установлены памятник Богдану Хмельницкому, |
|
памятник-танк в честь освобождения города от немецких захватчиков, |
|
Курган Славы, |
|
мемориальный комплекс и Вечный огонь на братской могиле советских воинов, |
памятник Ирине Паскевич и др. |
Гомель стал родным для многих выдающихся исторических деятелей: генеральный авиаконструктор П.О.Сухой, психолог с мировым именем Л.С.Выготский, народный художник РСФСР Г.Г.Нисский и многие другие. |
Cанаторий РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги»
Адрес: 246008, Республика Беларусь, г. Гомель, ул. Циолковского, 30 Контактный телефон: (+375 232) 95 26 69, (+375 232) 95 32 76, факс (+375 232) 71 32 20 |
|
Адрес: 246017, г. Гомель, Привокзальная площадь, 4 Контактные телефоны: (+375 232) 95 25 55, факс (+375 232) 71 07 74 |